Актуальная информация по вопросам опеки и попечительства

Какие документы необходимо представить для назначения опекуном (попечителем), приемным родителем либо получения заключения о возможности гражданина быть опекуном (попечителем), приемным родителем, усыновителем?

В соответствии с пунктом 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»,

гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее – заявление), в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, выразившего желание стать опекуном;

сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина, выразившего желание стать опекуном;

сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном;

сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации;

сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подтверждает своей подписью с проставлением даты подачи заявления, указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Форма заявления представляется органом опеки и попечительства, уполномоченной организацией.

К заявлению прилагаются следующие документы:

краткая автобиография гражданина, выразившего желание стать опекуном;

справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;

заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

Документы, подтверждающие доходы кандидата в замещающие родители за последние 12 месяцев (или супруга кандидата в замещающие родители), действительны в течение года со дня выдачи, заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в течение 6 месяцев со дня выдачи.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в установленном законодательством порядке, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение, заявление и письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью.

 

Порядок усыновления ребенка

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, обращаются в орган опеки и попечительства по месту своего жительства с заявлением о выдаче заключения о возможности быть усыновителями (далее - заявление), в котором указываются:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) граждан, желающих усыновить ребенка;

2) сведения о документах, удостоверяющих личность граждан, желающих усыновить ребенка;

3) сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, желающего усыновить ребенка;

4) сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в подпунктах 9 - 11 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации;

5) сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Граждане, желающие усыновить ребенка, подтверждают своими подписями с проставлением даты подачи заявления, указанные в нем сведения, а также осведомленность об ответственности за представление недостоверной либо искаженной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) краткая автобиография лица, желающего усыновить ребенка;

2) справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;

3) заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

4) копия свидетельства о браке (если граждане, желающие усыновить ребенка, состоят в браке);

5) копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Документы действительны в течение года со дня выдачи, за исключением результатов медицинского освидетельствования граждан, срок действия которой составляет 6 месяцев со дня выдачи.

Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность.

В целях подготовки заключения о возможности граждан быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами необходимых сведений, проводит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяется отсутствие установленных Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности граждан быть усыновителями указываются в акте обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка (далее - акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования и оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) лицам, желающим усыновить ребенка, в течение 3 дней со дня его утверждения.

Орган опеки и попечительства в течение 10 рабочих дней со дня получения всех необходимых сведений, принимает решение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве лиц, желающих усыновить ребенка, либо решение о невозможности граждан быть усыновителями с указанием причин отказа.

Решение органа опеки и попечительства о возможности граждан быть усыновителями либо решение о невозможности граждан быть усыновителями оформляется в форме заключения, которое направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с заключением о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения.

Заключение о возможности граждан быть усыновителями действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения граждан, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору, или к любому региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, или к федеральному оператору государственного банка данных о детях.

Кандидаты в усыновители имеют право:

получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Кандидаты в усыновители обязаны лично:

познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;

подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Порядок обращения в судебные органы.

Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является заявление кандидатов в усыновители с просьбой об усыновлении, которое подается ими в суд по месту жительства (нахождения) ребенка в порядке, предусмотренном главой 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В заявлении об усыновлении должны быть указаны:

1) фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;

2) фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер;

3) обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства;

4) просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.

К заявлению об усыновлении должны быть приложены:

1)  копия свидетельства о рождении усыновителя – при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2)  копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) – при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов – согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4)  медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

7)  документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;

8)  документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Все документы представляются в двух экземплярах.

Органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представляют в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.  К заключению органов опеки и попечительства должны быть приложены:

1)  акт обследования условий жизни усыновителей (усыновителя), составленный органом опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка либо по месту жительства усыновителей (усыновителя);

2)  свидетельство о рождении усыновляемого ребенка;

3)  медицинское заключение о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка (медицинское заключение на ребенка, передаваемого на усыновление, оформляется областной экспертной комиссией Министерства здравоохранения Свердловской области);

4)  согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с федеральным законом не требуется);

5)  согласие родителей ребенка на его усыновление, при усыновлении ребенка родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, также согласие их законных представителей, а при отсутствии законных представителей согласие органа опеки и попечительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 130 Семейного кодекса Российской Федерации;

6)  согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей;

Суд при необходимости может затребовать и иные документы.

 

Возможно ли временно принять в свою семью ребенка, находящегося в организации для детей-сирот, на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней, до оформления приемной семьи?

В соответствии с пунктом 2 Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 № 432 (далее – Правила), организации для детей-сирот вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях. Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью.

Согласно пункту 3 Правил временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот по содержанию, воспитанию образованию детей, а также защите их прав и законных интересов.

Срок временного пребывания ребенка в семье гражданина, согласно пункту 4 Правил, не может превышать 3-х месяцев. Вместе с тем, срок временного пребывания ребенка в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка.

Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства: заявление о утвержденной форме (образец данного заявления можно получить в органах опеки попечительства), копию паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, а также справку лечебно-профилактической медицинской организации об отсутствии у него заболеваний, либо заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся принять ребенка в свою семью.

При получении заключения органа опеки и попечительства гражданин обращается в организацию для детей-сирот по вопросу временной передачи ребенка в его семью.

 

Обеспечение прав ребенка на получение содержания от своих родителей (алиментов)

Исходя из положений статьи 38 Конституции Российской Федерации, забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

В соответствии со статьей 60 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – Семейный кодекс) ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Таким образом, законодатель признает абсолютную обязанность родителя по осуществлению заботы, в том числе материального содержания, в отношении ребенка. Юридическое установление отсутствия родительского попечения не освобождает родителя от исполнения алиментных обязательств.

Согласно статье 84 Семейного кодекса Российской Федерации на детей, оставшихся без попечения родителей, алименты выплачиваются опекуну (попечителю) детей или их приемным родителям.

 

С каких родителях взыскиваются алименты на содержание детей, оставшихся без попечения родителей?

В практике деятельности законных представителей подопечных встречаются случаи отказов от взыскания алиментов с родителей, признанных в судебном порядке недееспособными; находящимися в местах лишения свободы по приговору суда, осужденных к незначительным срокам наказания; ограниченных судом в родительских правах в связи с заболеванием; объявленных в федеральный розыск в связи с совершением преступления и т.д.

Данную практику нельзя признать обоснованной.

На основании статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

В пункте 4 Постановления от 18.07.1996 № 841 уточняется, что взыскание по исполнительным документам осуществляется со всех доходов осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях.

Таким образом, нахождение родителей в данных учреждениях не является обстоятельством, освобождающим от обязанности содержать своего ребенка.

Исходя из вышеизложенного, необходимо осуществлять взыскание алиментов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении родителей:

признанных недееспособными;

ограниченных в родительских правах, в том числе в связи с наличием заболевания;

отбывающих наказание в местах лишения свободы;

находящихся в лечебных исправительных учреждениях,

лечебно-профилактических учреждениях;

пребывающих в следственных изоляторах;

находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях.

Иная позиция приводит к нарушению конституционного права ребенка на получение заботы от своего родителя.

 

Взыскиваются ли алименты с родителей, которые находятся в федеральном розыске в связи с совершением преступления?

Если родитель находится в федеральном розыске в связи с совершением преступления, необходимо взыскать алименты в судебном порядке, предъявить исполнительный лист судебному приставу-исполнителю и заявление об объявлении должника в исполнительный розыск (при наличии задолженности по алиментам более 10 000 рублей). Указанные действия позволят обеспечить соблюдение имущественных прав ребенка.

 

Обязательно ли взыскивать алименты на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, и в каком порядке?

Согласно пункту 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

В практике реализации алиментных правоотношений предусматриваются следующие способы выполнения обязательств по содержанию детей:

в добровольном порядке без оформления соглашение об уплате алиментов;

в порядке, определенном соглашением об уплате алиментов;

в порядке, установленном судебным решением, предусматривающем взыскание алиментов.

В отношении реализации алиментных обязательств родителей на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в добровольном порядке без оформления соглашение об уплате алиментов, следует учитывать, что данный порядок законодательно не урегулирован. При этом, размер алиментов, условия и порядок их уплаты может быть определен по устному соглашению сторон, что влечет риски невыполнения, несвоевременного выполнения или выполнения не в полном объеме алиментных обязательств.

Исходя из указанного, данный способ реализации родителей обязанности по содержанию ребенка не обеспечивает гарантированное соблюдение имущественных прав несовершеннолетнего, в связи с чем не рекомендуется к использованию в отношении взыскания алиментов на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

При определении порядка уплаты содержания на ребенка по соглашению об уплате алиментов следует учитывать, что в соответствии со статьей 100 Семейного кодекса допускается только письменная форма заключения данного договора с обязательным нотариальным заверением. Несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой его ничтожность, то есть сделка признается недействительной.

При этом, необходимо учитывать, что нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа.

Между тем, при заключении соглашения об уплате алиментов, получатель алиментов утрачивает право на взыскание алиментов в судебном порядке, в случае если должником исполняются данные обязательства.

Если обязательства по соглашению об уплате алиментов должником не выполняются, взыскатель имеет право обращения в суд о взыскании алиментов принудительно в судебном порядке, представить указанный документ по месту работы должника или вправе предъявить данное соглашение судебному приставу-исполнителю в качестве исполнительного листа для возбуждения исполнительного производства и взыскания содержания на ребенка в принудительном порядке.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов, в случае если родители не предоставляют содержание своим детям, алименты взыскиваются с родителей в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, взыскание алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей, в судебном порядке обеспечивает дополнительный механизм гарантирования соблюдения имущественных прав данной категории детей.

При этом, следует учитывать, что взыскание алиментов в судебном порядке возможно в рамках приказного производства в случае, если в судебном разбирательстве не выдвигаются требования, связанные с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц.

Исходя из указанного, судебный порядок взыскания алиментов в наибольшей мере обеспечивает реализацию права ребенка на получение содержания от родителей.

 

Как взыскать алименты в судебном порядке?

При взыскании алиментов в судебном порядке следует учитывать, что исковое заявление подается в суд по месту жительства родителя, обязанного уплачивать алименты. Вместе с тем, для дел по взысканию алиментов установлена статьей 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации альтернативная подсудность, в соответствии с которой исковое заявление может быть подано в суд по месту жительства получателя алиментов.

Если место пребывания родителя, обязанного уплачивать алименты, неизвестно, то в соответствии со статьей 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации иск может быть подан по последнему известному месту жительства такого лица или по месту жительства получателя алиментов.

При этом в исковом заявлении следует указать адрес плательщика алиментов по его последнему известному месту жительства, так как согласно статье 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.

Кроме того, в соответствии со статьей 120 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при неизвестности места пребывания ответчика по требованиям о взыскании алиментов судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика. Взыскание расходов на розыск ответчика производится на основании заявления территориальных органов исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов путем выдачи судебного приказа.

Также следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 65 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества судебный пристав-исполнитель также вправе объявить розыск должника, его имущества.

Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

 

Кто определяет размер содержания на ребенка, оставшегося без попечения родителей?

Размер содержания определяется в зависимости от выбранного порядка обеспечения алиментных прав ребенка (содержание в добровольном порядке, по нотариальному соглашению, в судебном порядке) либо родителями и законным представителем, либо судом, рассматривающим дело о взыскании алиментов.

В целях соблюдения имущественных прав подопечных размер алиментов не может быть ниже размера содержания, которое могло было им назначено по решению суда.

Согласно статье 98 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии соглашения сторон размер алиментов, взыскиваемых в судебном порядке.

В каждом отдельном случае размер алиментов устанавливается судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимания интересов сторон в размере:

в долевом выражении (на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер долей может быть уменьшен или увеличен судом);

в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Суд также вправе учесть всех лиц, обязанных уплачивать алименты, независимо от того, предъявлен иск ко всем этим лицам, к одному из них или к нескольким из них.

 

Со всех ли доходов родителя можно взыскать алименты на содержание ребенка, находящегося под опекой?

Алименты на содержание детей, оставшихся без попечения родителей взыскиваются со следующих видов доходов:

Категория гражданина

Вид дохода

Для всех категорий граждан

Все виды заработной платы и дополнительного вознаграждения, получаемые в денежной и натуральной форме как по основному месту работы, так и за работу по совместительству

Пенсионеры

Все виды пенсий с учетом ежемесячных увеличений, надбавок, повышений и доплат к ним, установленных отдельным категориям пенсионеров, за исключением пенсий по случаю потери кормильца, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, и выплат к ним за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Учащиеся

Стипендии, выплачиваемые обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, а также слушателям духовных учебных заведений

Безработные

Пособия по временной нетрудоспособности и безработице.

Лица, попавшие под сокращение

Суммы, выплачиваемые на период трудоустройства уволенным работникам в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата.

Индивидуальные предприниматели

Доходы от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица

Лица, осуществляющие старательскую деятельность

Доходы физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность

Лица, получающие доход от использования своего имущества

Доходы от передачи в аренду (найм, поднайм) имущества

Лица, получающие доходы от участия в управлении собственностью организации

Доходы по акциям и другие доходы от участия
в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.)

 

На какие виды доходов, не может быть обращено взыскание алиментов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей?

Взыскание не может быть обращено на следующие доходы:

Категория граждан-должников

Вид дохода

Лица, потерявшие кормильца

денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца

Лица, получившие увечья

денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

Лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами

компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

Лица, получающие выплаты как отдельные категории граждан

ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые
в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

Лица, получающие алименты

денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые
на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

Лица, получающие страховое обеспечение

страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;

Лица, потерявшие кормильца

пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

Категория граждан-должников

Вид дохода

Лица, получающие компенсации в соответствии с законодательством о труде

компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде, в том числе:

1) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

2) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

3) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

Лица, получающие пособия на детей

пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

Лица, получившие материнский капитал

средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Лица, получившие единовременную помощь от государства

суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

1) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

2) в связи с террористическим актом;

3) в связи со смертью члена семьи;

4) в виде гуманитарной помощи;

5) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений/

Лица, получающие компенсацию к месту лечения и обратно

суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом.

Лица, получающие от работодателя компенсации стоимости путевок

суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные
и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

Пособия

социальное пособие на погребение

 

Когда необходимо произвести замену стороны взыскателя по исполнительному производству о взыскании алиментов на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

В случае, если произведена замена законного представителя ребенка в связи с его помещением под надзор в другую организацию, не являющуюся взыскателем по исполнительному производству о взыскании алиментов, или изменением формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, возникает необходимость замены стороны взыскателя по исполнительному производству о взыскании алиментов на содержание ребенка.

Эта процедура является необходимой мерой в целях обеспечения права ребенка на получение содержания от родителя, уклоняющегося от добровольного исполнения обязанности по содержанию ребенка.

Замена стороны взыскателя осуществляется судом, вынесшим судебное решение о взыскании алиментов, по заявлению заинтересованной стороны (нового законного представителя ребенка, оставшегося без попечения родителей).

 

Необходимо ли привлекать должников по алиментным обязательствам в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, к юридической ответственности.

В случае неуплаты родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, привлечение должника к уголовной ответственности является наиболее действенной мерой по защите имущественных прав таких детей.

В связи с изменением уголовного законодательства, привлечение должника к уголовной ответственности по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации возможно при неоднократном привлечении должника к административной ответственности за неуплату родителем средств на содержание несовершеннолетних детей в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

При этом, следует учитывать, что под неоднократностью в уголовном и административном законодательстве понимается умышленное виновное совершение лицо общественно опасного деяния два или более раза.

Следовательно, для привлечения должника по алиментным обязательствам к уголовной ответственности требуется привлечение к административной ответственности gо статье 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не менее 2 раз в течение года.

 

Что делать, если из Федеральной службы судебных приставов не приходит информация о расчете задолженности, а алименты на счет ребенка не поступают?

При неполучении ответа от судебного пристава-исполнителя на запросы законному представителю рекомендуется обратиться с жалобой на бездействие судебного пристава-исполнителя.

В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти осуществляет прокуратура Российской Федерации.

В связи с этим жалоба на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя может быть подана, в том числе, в органы прокуратуры по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

 

Что грозит законному представителю ребенка, оставшегося без попечения родителей, если он отказывается взыскивать алименты на его содержание.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» законные представители детей несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительства» опекуны и попечители несут уголовную и административную ответственность за свои действия или бездействия в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В случае непринятия законными представителями мер по взысканию алиментов, орган опеки и попечительства вправе направить соответствующую информацию в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения вопроса о привлечении их к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, опекун (попечитель) обязан своевременно принять необходимые меры:

1) по взысканию алиментов на содержание подопечного;

2) по получению исполнительного листа о взыскании с родителя алиментов на содержание ребенка, находящегося под опекой, в суде;

3) по предъявлению в соответствующую службу судебных приставов нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов или исполнительного листа по производству по взысканию с родителя алиментов на содержание ребенка, находящегося под опекой;

4) по замене стороны взыскателя по исполнительному производству о взыскании с родителя алиментов на содержание ребенка, находящегося под опекой;

В случае образования в течение шести месяцев и более задолженности и отсутствия поступлений денежных средств на содержание подопечного по исполнительному производству, опекун должен принять меры:

1) по обжалованию действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя в органы прокуратуры;

2) по объявлению должника (должников) в исполнительный розыск;

В случае образования задолженности и отсутствия поступлений денежных средств на содержание подопечного, чьи родители находятся в розыске более одного года, опекуну необходимо принять меры по признанию указанных должников в судебном порядке безвестно отсутствующими для последующего оформления подопечному пенсии по потере кормильца.

 

Разъяснения по вопросам представления ежегодных отчетов опекунов (попечителей) за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных

Исходя из содержания положений статьи 7 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48 «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ), основными задачами органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством.

Согласно статье 17 Федерального закона № 48-ФЗ опекуны не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 48-ФЗ предусмотрено ежегодное предоставление ежегодных отчетов опекунов (попечителей) за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечных и об управлении имуществом подопечных (далее– отчет).

 

Может ли отчет опекуна быть представлен в произвольной форме?

Форма отчета утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Раздел 8 отчета содержит сведения о расходах, произведенных опекуном (попечителем) за счет средств подопечного. В данный раздел включаются только расходы, связанные с:

оплатой лечения несовершеннолетнего подопечного в медицинских организациях;

приобретением товаров длительного пользования, стоимость которых превышает установленный в соответствии с законом двукратный размер величины прожиточного минимума на душу населения;

- ремонтом жилого помещения несовершеннолетнего подопечного.

При этом, перечень расходов является исчерпывающим.

 

Какие документы должны быть представлены к отчету?

К отчету прилагаются документы: копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы, подтверждающие произведенные расходы.

Предоставление документов, подтверждающих расходы за счет средств подопечного на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, действующей формой отчета не предусмотрено.

Чеки и другие платежные документы могут быть запрошены у опекунов органами опеки и попечительства только на товары и услуги, подтверждающие проведение лечения подопечного, на приобретенные товары длительного пользования, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на расходы по проведению ремонта жилых помещений.

В остальных случаях опекуном может предоставляться расписка в свободной форме о произведенных расходах за счет средств подопечного. В случае, если опекуны (попечители) при сдаче отчета прикладывают чеки о расходовании денежных средств на личные нужды подопечных, в целях осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств и защиты имущественных прав несовершеннолетних, Управлением данные документы также приобщаются к личному делу.

Требований к опекунам (попечителям) об обязательности приложения чеков и платежных документов на приобретение канцелярских товаров, одежды и обуви, продуктов питания, предметов первой необходимости, а также на реализацию мелких бытовых нужд могут быть предъявлено органом опеки и попечительства, только в тех случаях, когда данные расходы значительно превышают существующие нормы и стандарты, ориентированные на потребности соответствующего подопечного и состояние его здоровья.

 

Вправе ли орган опеки и попечительства требовать объяснений от опекуна по вопросам расходования денежных средств подопечных?

Учитывая, что законодатель обязывает орган опеки и попечительства осуществлять контроль за расходованием опекуном (попечителем) имущества подопечного и в случае необходимости принимать меры о возмещении убытков, причиненных подопечному, орган опеки и попечительства правомочен запрашивать у законных представителей письменные объяснения о расходовании денежных средств подопечного на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, подтверждение которых не требуется платежными документами.

Указанные положения также подтверждаются практикой судебных инстанций Свердловской области, которые признают отчет единственным финансовым документом, подтверждающим расходование денежных средств подопечного. В частности, Свердловским областным судом указывалось, что отчет декларируется самостоятельно опекуном (попечителем), который несет полную ответственность за достоверность представленных документов, в том числе товарных, кассовых чеков. Данный отчет является доказательством того, что опекуном (попечителем) приобретались за счет денежных средств ребенка, находящегося под опекой, товары и услуги исключительно в интересах подопечного, в достаточном объеме и надлежащего качества.

Иное может привести к неосновательному обогащению за счет денежных средств подопечного и причинению ему вследствие этого имущественного ущерба.

 

Что относится к предметам первой необходимости и мелким бытовым нуждам?

Отсутствие законодательно закрепленного понятия «предметы первой необходимости» приводит к использованию субъективных критериев оценки при утверждении отчетов опекунов (попечителей).

Также существенно осложняет выполнение органом опеки и попечительства контрольных полномочий в части соблюдения имущественных прав подопечных отсутствие законодательно установленных нормативов потребления продуктов питания или размера расходов, которые в соответствии с возрастом несовершеннолетнего и его потребностями могут быть израсходованы на питание ребенка, находящегося на воспитании в семье.

Исходя из указанного, при анализе расходов, произведенных за счет средств подопечного на его питание, предметы первой необходимости, мелкие бытовые нужды, во избежание случаев нецелевого расходования указанных средств, органы опеки и попечительства в отдельных случаях руководствуются сведениями, предоставленными органами местного самоуправления о стоимости продуктов питания, входящих в «потребительскую корзину» в данном муниципальном образовании для категории «дети» на отчетную дату, а также требованиями, установленными санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

 

Следует ли отчитываться за денежные средства, зачисленные на номинальный счет?

Также необходимо отметить, что расходование опекуном или попечителем сумм алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, зачисляемых на номинальный счет, не исключает необходимости осуществления органом опеки и попечительства контроля за распоряжением законным представителем доходами подопечного. Контроль осуществляется при проверке ежегодных отчетов, а также при проведении плановых (внеплановых) проверок условий жизни несовершеннолетнего подопечного.